Контакты Интернет-приемная


Часто задаваемые вопросы



Вопрос: 

Какие услуги относятся к коммунальным?

Ответ:

Коммунальная услуга – это снабжение потребителя коммунальными ресурсами:

  • газоснабжение
  • отопление
  • электроснабжение
  • холодное и горячее водоснабжение
  • водоотведение
  • обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО)


Вопрос:  

Из чего складывается размер платы за коммунальную услугу?

Ответ:

В соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации», размер платежа граждан за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для конкретной ресурсоснабжающей организации и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Схема формирования платы за коммунальную услугу:

Схемы платы


Вопрос:  

В чем разница между понятиями «ПЛАТА» и «ТАРИФ»?

Ответ:

ТАРИФ – это стоимость (цена) единицы коммунального ресурса, выраженная в рублях (например, руб. за 1 Гкал., руб./куб.м., руб./кВтч).

Существует два вида тарифов: однокомпонентные и двухкомпонентные.

Однокомпонентные тарифы характерны для большинства видов коммунальных ресурсов. Исключение составляет горячая вода, тариф на нее состоит из двух компонентов. Первый – это цена одного кубометра холодной воды. Второй – цена одной гигакалории тепловой энергии, которая нагревает холодную воду до состояния горячей.

ПЛАТА за коммунальную услугу – это произведение тарифа на объем потребленного коммунального ресурса, определяемого либо по показаниям приборов учета, либо в соответствии с установленным уполномоченным органом нормативом потребления ресурса.

Пкр = Vкр × Ткр, где

Пкр – размер платы за соответствующий коммунальный ресурс (холодное водоснабжение, отопление, электроснабжение, газ, обращение с ТКО), руб.

Vкр – объем потребленного коммунального ресурса за расчетный период (куб.м., кВт*час, Гкал)

Ткр – тариф за единицу коммунального ресурса (руб./куб.м., руб./кВт*час, руб./Гкал).

Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (при наличии печного отопления), плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.


Вопрос:  

Государственное  регулирование тарифов.

Ответ:

Задача государства – осуществить регулирование процесса оказания услуги субъектом естественной монополии сохранив баланс интересов производителей и поставщиков услуг. Поэтому, устанавливая правила определения экономически обоснованных цен (тарифов) на услуги монополий, государство предусматривает условия, позволяющие ресурсоснабжающим организациям оказывать качественную услугу, развиваться, модернизировать коммунальные сети, с одной стороны, а с другой – соблюсти интересы потребителей этих услуг.

Законодательная база тарифного регулирования активно совершенствуется, адаптируя методы регулирования и повышая информационную открытость процесса тарифообразования, создаются и развиваются институты общественного контроля.

С 2017 года тарифное регулирование становится долгосрочным с ориентацией на уровень прогнозной инфляции и применением коэффициентов эффективности, что позволяет потребителям планировать расходы, а для регулируемых предприятий создаёт предпосылки для инвестирования в инфраструктурные проекты. Процесс ценового (тарифного) регулирования и тарифная политика формируется на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.


Вопрос:  

Тарифное регулирование в Калининградской области.

Ответ:

Указом Губернатора Калининградской области от 30.09.2005 № 1 «О структуре органов исполнительной власти Калининградской области» создана Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 № 189 (Положение о Службе), государственное регулирование цен (тарифов) в регулируемых сферах осуществляет – Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.

В соответствии с Положением Служба является исполнительным органом государственной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов), а также контроля за их применением в соответствии с действующим законодательством.

Служба устанавливает тарифы на: тепловую энергию, холодную и горячую воду, водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами, электроэнергию для населения; розничные цены на природный и сжиженный газ для населения, а также нормативы на газоснабжение и электроснабжение; рассматривает инвестиционные и производственные программы предприятий производителей и поставщиков услуг.


Вопрос:  

Чем руководствуется Служба при осуществлении своей деятельности?

Ответ:

В соответствии с Положением о Службе, Служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актами и нормативно-методическими документами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области, законами Калининградской области и иными нормативными правовыми актами Калининградской области, а также Положением о Службе.


Вопрос:  

Основные задачи и функции органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в Калининградской области.

Ответ:

Основными задачами Службы являются:

  • установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, перевозки пассажиров и багажа, в непроизводственной сфере;

  • соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности), организаций в сфере водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами и потребителей услуг этих организаций, а также соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг в других регулируемых сферах деятельности;

  • недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), теплоноситель, иные товары (работы, услуги) за счет повышения цен (тарифов) для других потребителей;

  • создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности);

  • обеспечение приоритета целей и задач по содействию развитию конкуренции на товарных рынках Калининградской области в установленной сфере деятельности.


Вопрос:  

Государственный и общественный контроль тарифов на коммунальные услуги.

Ответ:

Контроль, за правильностью применения норм тарифного регулирования и ценообразования в субъектах РФ осуществляет Федеральная антимонопольная служба (соблюдения законодательства о ценообразовании (сроки, процедуры); контроль предельного индекса платы граждан за коммунальные ресурсы и др.).

Региональный государственный контроль (надзор) в области ценообразования в регулируемых организациях на территории субъекта РФ происходит путем проведения региональной Службой по тарифам плановых проверок, а также в рамках дел об административных правонарушениях, возбужденных по обращениям поступившим в Службу. Деятельность Службы координирует и контролирует Губернатор Калининградской области.

Контроль за соблюдением установленного порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства, а также за соблюдением требований к определению размера платы за коммунальные услуги (ее внесению) осуществляет Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (Департамент жилищного контроля и надзора).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» федеральным и региональным органам власти предписано обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.

На основании данного поручения и в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 № 189, приказом Службы от 20.02.2014 № 13-02/14 образован Общественный экспертный совет при Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.

Целью создания Совета является:

- создание условий для обеспечения эффективного решения функций, выполняемых Службой;

- подготовка предложений и экспертных заключений по вопросам:

  • государственного регулирования цен (тарифов);
  • обеспечение согласования интересов производителей и потребителей товаров и услуг, подлежащих государственному регулированию;
  • создание экономических стимулов, обеспечивающих внедрение и использование энергосберегающих технологий и оборудования.
- содействие в доведении до сведения общественности, организаций и граждан Калининградской области информации об основных направлениях государственного регулирования цен (тарифов), осуществляемого на федеральном и региональном уровнях с обеспечением учета общественного мнения.


Вопрос:  

Где можно ознакомиться с тарифами для потребителей Калининградской области.

Ответ:

Информация об установленных тарифах размещена на сайте Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области: https://tarif.gov39.ru/dlya-naseleniya/informatsiya-dlya-naseleniya/ в разделе «Для населения» > «Цены и тарифы для населения».


Вопрос:  

Где можно ознакомиться с решениями (приказами) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.

Ответ:

Информация о принятых решениях (приказах) размещена на сайте Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области: https://tarif.gov39.ru/reestr-normativnykh-aktov-sluzhby/ на главной странице сайта в разделе «Реестр нормативных актов Службы».

Также приказы и протоколы Службы размещены на сайте https://tarif.gov39.ru/ в разделе "О Службе" - "Правления Службы".


Вопрос:  

Как проходит процедура установления тарифа?

Ответ:

В установленный законодательством срок – до 1 мая (или иной установленный законом срок), регулируемая организация направляет в адрес Службы заявление на регулирование с приложением обосновывающих материалов и расчетов величины тарифов. В случае отсутствия экономичекого (технического, технологического) обоснования, регулятор (Служба) исключает заявленные расходы.

Служба производит обязательную проверку экономической обоснованности затрат на основании представленной бухгалтерской и статистической отчетности, договоров, счетов-фактур, технических данных коммунальной инфраструктуры, показателей производственного процесса, и готовит экспертное заключение. С целью уточнения регулятор запрашивает дополнительную информацию и пояснения.

Необходимо отметить, что регулирование тарифа – это строго регламентированный процесс. В состав тарифа включаются только те расходы, которые необходимы для осуществления регулируемого вида деятельности. Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются Службой отдельно для каждого поставщика коммунального ресурса в соответствии с федеральным законодательством. 

Перечень нормативных правовых актов приведён на сайте Службы в разделе "О Службе" - "Федеральные нормативные правовые акты".


Вопрос:  

Как часто меняются тарифы на коммунальные услуги?

Ответ:

В соответствии с нормативными актами и концепцией ценовой политики регулируемые цены (тарифы) утверждаются один раз в год на срок не менее 12 месяцев и в течение этого срока не пересматриваются, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:

  • вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;

  • решение ФАС России, принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров;

  • решение ФАС России об отмене решения органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов об утверждении тарифов;

  • решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству РФ решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;

  • исполнение предписания ФАС России, предусмотренного п. 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";

  • иные основания, согласно законодательству РФ.


В каждой сфере регулирования федеральным законодательством установлены свои основания пересмотра тарифов в течение долгосрочного периода регулирования.

С 2012 года тарифы на коммунальные услуги пересматриваются с 1 июля.


Вопрос:  

Какие меры предпринимаются государством в целях ограничения роста платежей населения за коммунальные услуги?

Ответ:

Статьей 157.1 Жилищного кодекса РФ введено ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством утверждения:

1) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ (далее – индексы);

2) предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее – предельные индексы) в муниципальных образованиях.

Указанное ограничение позволяет исключить случаи резкого роста платы граждан за коммунальные услуги, что является механизмом для принятия сбалансированных решений в сфере регулирования тарифов, установления нормативов потребления коммунальных услуг. Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400.

Индексы регулируют рост платы граждан за коммунальные услуги в среднем по региону и ежегодно устанавливаются Правительством РФ на основании предложения, представляемого ФАС России.

Также предельные индексы регулируют рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях субъекта РФ – платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами.

При этом рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций, может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к размеру платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину индекса. Изменение платы граждан рассчитывается при сопоставимом наборе и объеме коммунальных услуг.

Законодательство по данному вопросу.


Вопрос:  

Какой индекс установлен для Калининградской области?

Ответ:

Информация об установленных индексах изменения платы граждан за коммунальные услуги в среднем по Калининградской области размещена на сайте Службы в разделе "Для населения" - "Мониторинг платы граждан за коммунальные услуги" -  "Нормативные документы"


Вопрос:  

В кардиоцентр пришла бумага, что с нового года будет новый расчет электроэнергии. Их обслуживает региональная энергетическая компания. Там мне сказали, что будет введен трехставочный тариф для предприятий, на которых используется свыше 670 кВТ энергии: в зависимости от времени суток, он будет разный. Дешевле преимущественно вечером. Но такой тариф будет введен после того, как региональная служба по регулированию цен и тарифов его установит. Так как по всей стране он уже готов. Поэтому они предупреждают абонентов о новой системе оплаты энергии , но не знаю с какого числа будет действовать такая мера. Они ссылаются на 364е постановление ФТС и на 1178е постановление(пункт 74) от 29 декабря 2011 года.

Когда будет установлен новый тариф?И скольких потребителей в Калининграде коснется это нововведение?И какова будет ставка?

Ответ:

Перед комментарием Служба обращает внимание, что правила и процедуры установления тарифов на электрическую энергию находятся в сфере полномочий Правительства Российской Федерации. Служба устанавливает тарифы на электрическую энергию, руководствуясь постановлениями Правительства РФ и методиками ФСТ России. Контроль объемов потребленных ресурсов выходит за рамки полномочий Службы.

Существует три варианта тарифов на электрическую энергию (мощность) для потребителей электрической энергии (мощности), устанавливаемых Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.

1. Одноставочный тариф. Данный тариф включает в себя полную стоимость поставки электрической энергии с учетом стоимости мощности. Одноставочный тариф, в свою очередь, дополнительно дифференцируется по двум и трем зонам суток. Этот тариф могут применять только потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт.

2. Двухставочный тариф. Данный тариф применялся до 1 июля 2013 года и состоял из ставки за 1 киловатт-час электрической энергии и ставки за 1 киловатт величины мощности.

3. Трехставочный тариф. Данный тариф состоит из:

а) ставки за 1 киловатт-час электрической энергии;

б) ставки за 1 киловатт мощности, оплачиваемой потребителем в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, или, как ее еще называют, «генераторной мощности»;

в) ставки за 1 киловатт мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, или, как ее еще называют «транспортной мощности».

Трехставочный тариф, по своей сути, отличается от двухставочного только тем, что ставка за мощность двухставочного тарифа дополнительно разделена на две ее составляющие. При формировании Службой двухставочного тарифа в тарифном меню в отдельности указываются все составляющие ставки за мощность. При формировании трехставочного тарифа на первое полугодие 2014 года все его составляющие, используемые для формирования ставок за «генераторную» и «транспортную» мощности, останутся на уровне второго полугодия 2013 года. Более того, формирование ставок за «генераторную» и «транспортную» мощности не требует каких-либо дополнительных составляющих, не учтенных в 2013 году.

Таким образом, при установлении трехставочного тарифа на первое полугодие 2014 года Службой будут использованы те же цифровые значения, которые установлены Службой на второе полугодие 2013 года, т.е. утверждаемые Службой стоимостные величины не претерпят изменений.

В тоже время, несмотря на неизменность устанавливаемых Службой величин стоимости мощности, плата за мощность для потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств более 670 кВт может существенно измениться.

Дело в том, что при применении трехставочного тарифа предполагается использование и трех объемных показателей. Определение объема «генераторной» и «транспортной» мощностей должно производиться либо по прибору учета, либо на основании расчёта, выполненного в соответствии с правилами, установленными Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии. Определение объема потребленной мощности расчетным способом, скорее всего, повлечет увеличение платы. Однако данное увеличение будет обусловлено не тарифами Службы, а объемами потребления услуг.

Так же следует отметить, что на стоимость электрической энергии (мощности) оказывает влияние стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии (мощности) от договорного, в связи с чем размер платы за энергию (мощность), помимо тарифов Службы, находится в зависимости от точности сделанного потребителем прогноза потребления электрической энергии (мощности).

Предприятиям с максимальной мощностью энергопринимающих устройств более 670 кВт для оптимизации платы за потребляемую электрическую энергию целесообразно устанавливать соответствующие требованиям приборы учета, а так же проводить постоянную работу по мониторингу объемов фактически потребленной энергии (мощности) в целях грамотного прогнозирования объемов ее потребления.

Учет потребителей электрической энергии (мощности) с максимальной мощностью энергопринимающих устройств более 670 кВт не входит в полномочия Службы.


Вопрос от 03.04.2014.

Прошу сообщить о сроках разработки Порядка расчета размера платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения, выполняемого в рамках постановления Правительства   № 1314 с 01.03.2014.

Ответ на вопрос от 03.04.2014.

Следует отметить, что Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не наделена полномочиями по разработке Порядка расчета размера платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Федеральной службе по тарифам поручено в срок до 1 марта 2014 г. разработать с участием Министерства экономического развития Российской Федерации и утвердить методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

В настоящее время Федеральной службой по тарифам (далее – ФСТ России) разработан проект указанных выше методических указаний, который прошел общественное обсуждение в период с 14 февраля 2014 года по 1 марта 2014 года и должен быть рассмотрен на заседании правления ФСТ России.